9. Подача документов на регистрацию права собственности
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним определен Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федеральным законом от 16.07.1998 N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и уточнен рядом постановлений Правительства РФ и приказами Минюста РФ.
Органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) (https://rosreestr.ru).
За два-три дня до подписания документов по сделке у каждой из сторон должен быть готов комплект документов, необходимых для подачи в регистрирующий орган. Среди документов в обязательном порядке должны быть заявление о государственной регистрации, платежное поручение (для юридических лиц) или квитанция об оплате государственной пошлины (для физических лиц) в размере, необходимом для осуществления регистрации, согласно главе 25.3 Налогового кодекса РФ (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ, также нотариально удостоверенная доверенность, выдаваемая представителю стороны, который уполномочен подавать документы на регистрацию.
Доверенность должен подготовить юрист, а вам останется только организовать нотариальное оформление доверенности у нотариуса. Перечень иных необходимых документов по вашему запросу должен подготовить юрист. Организатор сделки либо юрист, сопровождающий сделку, должны сформировать комплект необходимых для регистрации документов и заказать у нотариуса нотариальные копии необходимых документов.
Желательно заранее узнать адрес и график работы регистрирующего органа, в который будут подаваться документы на регистрацию. Детально объясните работнику регистрирующего органа, что планируется зарегистрировать и какие документы планируется подать. Иногда для различных действий в регистрирующем органе предусматривается разный график работы.
Обязательно уточните КБК и ОКАТО для оплаты государственной пошлины в этот регистрирующий орган, поскольку у разных территориальных отделений они могут быть разными.
Статья 18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» содержит требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав. Согласно указной статье, документы, подаваемые на регистрацию, должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено самим законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц. Тексты документов, представляемых на государственную регистрацию прав, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц без сокращения, с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью.
Не подлежат приему на государственную регистрацию прав документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание. Более подробные требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, в том числе требования к количеству экземпляров таких документов, указаны в статье 18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Для нотариального удостоверения доверенности представителю желательно заранее согласовать с нотариусом текст доверенности и договориться о дате и времени нотариального удостоверения доверенности. Необходимо обеспечить явку к нотариусу лица, которое будет подписывать доверенность, и уведомить его о необходимости иметь при себе паспорт и иные документы, необходимые для подписания доверенности (перечень таких документов вам сообщит нотариус либо юрист, сопровождающий сделку).
Все указанные и иные документы, необходимые для государственной регистрации должны быть готовы заранее, еще на этапе подготовке сделки, для того чтобы не терять время на их подготовку после подписания основных документов по сделке. Для подачи документов на регистрацию желательно при себе иметь уже заполненную форму заявления на регистрацию. Форму заявления можно заранее получить в регистрирующем органе или скачать на сайте Росреестра (https://rosreestr.ru). Это не только сэкономит время при подаче документов, но еще и защитит от рисков возможного заполнения заявления с ошибками, вероятность которых возрастает во время спешки.
В случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от государственной регистрации перехода права собственности, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой регистрации (п. 3 ст. 551 ГК РФ).
После личной подачи документов на регистрацию специалист регистрирующего органа выдаст каждому представителю сторон, подававшему документы на регистрацию, по одной расписке, в которой будет указано, какие документы поданы на регистрацию соответствующей стороной и дата, после наступления которой необходимо явиться в регистрирующий орган за документами. Расписка подтверждает получение документов регистрирующим органом. Важно проверить: все ли документы и правильно ли отражены в расписке, правильно ли в ней указаны названия (наименования) сторон и их данные. Если все указано верно, то расписку можно подписывать.
При подаче документов желательно сразу узнать график работы Росреестра для получения документов после регистрации.