Обзор рынка купли-продажи бизнеса за III квартал 2011 года

В настоящем обзоре анализируются предложения о продаже готового бизнеса в России в III кв. 2011 года.

С полной графической версией обзора можно ознакомиться по ссылке.

Для целей анализа использовалась только находящаяся в открытом доступе информация о продаже бизнеса стоимостью от 15 млн. рублей.

Основные тенденции на рынке купли-продажи бизнеса в третьем квартале 2011 года:

1. Сезонное снижение активности продавцов бизнеса.

2. Налоговая нагрузка на бизнес.

3. Ожидание стабильности в мировой экономике.

4. Снижение суммарного количества предложений о продаже бизнеса в диапазоне от 15 млн. руб. составило 24 % (ΙΙΙ квартал ко ΙΙ кварталу).

5. В стоимостном выражении суммарный объём заявок на продажу бизнеса в третьем квартале 2011 года снизился на 43% по сравнению со вторым кварталом 2011 года.

6. В третьем квартале отмечен лишь один объект стоимостью свыше 1 млрд. руб. – фармацевтическая фабрика в Рязанской области стоимостью 1400 млн. руб.

7. Соотношение долей в общем количестве предложений в разрезе федеральных округов изменилось незначительно.

ОБЩАЯ  СИТУАЦИЯ  НА  РЫНКЕ  ПОКУПКИ И ПРОДАЖИ  СРЕДНЕГО  БИЗНЕСА  В  ТРЕТЬЕМ КВАРТАЛЕ  2011 ГОДА

В третьем квартале 2011 года совокупное количество предложений на продажу бизнеса снизилось на 33% и 24% по сравнению с первым и вторым кварталом текущего года соответственно. Снижение предложения во всех секторах экономики, прежде всего, связано с сезонным фактором. Наиболее низкая активность продавцов пришлась на август текущего года, совокупное предложение в котором оказалось ниже на 50% по сравнению с сентябрём, суммарное предложение которого вышло на уровень января 2011 года. В четвёртом квартале мы ожидаем рост активности продаж бизнеса.

Нестабильность макроэкономических факторов в мировой экономике и приближающиеся выборы в России пока не оказывают существенного влияния на рынок купли-продажи готового бизнеса, продавцы и покупатели лишь наблюдают за происходящим.

В третьем квартале снижение предложения отмечено в большинстве рассматриваемых сегментов, наиболее значительное – в продажах деревообрабатывающих предприятий, гостиниц и баз отдыха. Увеличение предложения относительно первого и второго квартала отмечено в продажах строительных организаций разного профиля, что связано с приватизацией ряда государственных дорожно-строительных и дорожно-эксплуатационных компаний.

В стоимостном выражении суммарное предложение снизилось на 50% и 43% по сравнению с первым и вторым кварталом 2011 года соответственно. Наибольшее абсолютное снижение суммарной стоимости отмечено в продажах предприятий ТЭК и объектов арендного бизнеса: торговых, складских и бизнес центров.

Распределение заявок на продажу бизнеса в заданных ценовых диапазонах квартал к кварталу не претерпело значительных изменений. Преобладающее количество предложений о продаже бизнеса в рассматриваемых интервалах наблюдалось в низшем ценовом диапазоне (от 15 млн. руб. до 50 млн. руб.). В третьем квартале отмечен лишь один объект стоимостью свыше 1 млрд. руб.  – фармацевтическая фабрика в Рязанской области  стоимостью 1400 млн. руб.

Видимое снижение доли в совокупном объёме предложений отмечено в продажах предприятий деревообрабатывающей промышленности (на 2,8 п.п.), гостиниц и баз отдыха (на 6,4 п.п.), арендного бизнеса (торговые, складские и бизнес центры) (на 2,2 п.п.), увеличение доли – в пищевой промышленности (на 6,3 п.п.).

СРЕДНЯЯ СТОИМОСТЬ  БИЗНЕСОВ

Средняя стоимость бизнеса по различным отраслям не претерпела каких-то значительных изменений квартал к кварталу. Значительное изменение данного параметра связано с наличием крупных предложений в секторе, отнесенных к определённому периоду.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ О ПРОДАЖЕ БИЗНЕСА ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОКРУГАМ

Основная доля продаваемого бизнеса в России (40,5% в 3-м кв. 2011 г.) сконцентрирована в Центральном федеральном округе, более половины которого приходится на Москву и Московскую область. В третьем квартале текущего года второе место по количеству бизнеса на продажу занимает Приволжский федеральный округ, потеснивший Южный федеральный округ, занимавший второе место по итогам 1-го и 2-го квартала 2011 года.

 Количество предложений по округам

Федеральные округа

Количество предложений, шт.

1-й кв. 2011

2-й кв. 2011

3-й кв. 2011

Центральный федеральный округ

269

232

190

Северо-Западный федеральный округ

59

63

46

Приволжский федеральный округ

118

98

72

Южный федеральный округ

125

116

64

Уральский федеральный округ

52

63

55

Сибирский федеральный округ

69

39

35

Дальневосточный федеральный округ

6

4

7

Общее количество предложений

698+2

615

469

Соотношение долей в общем количестве предложений в разрезе федеральных округов изменилось незначительно. Тем не менее, доля центрального федерального округа квартал к кварталу в общем количестве предложений выросла на 2,8 п.п. Доля же Южного федерального округа в ΙΙΙ квартале 2011 года снизилась на 5,3 п.п. по сравнению со ΙΙ кварталом 2011 года.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

В третьем квартале 2011 года в Центральном федеральном округе, как и по России в целом, наблюдается сезонное снижение активности продавцов бизнеса. Так снижение суммарного предложения на продажу бизнеса в третьем квартале 2011 года составило 29% и 18% по сравнению с первым и вторым кварталом 2011 года соответственно. Наиболее заметное снижение отмечено в продажах предприятий общественного питания, производства строительных материалов, гостиничном бизнесе. Доля предложений Москвы и Московской области в Центральном федеральном округе квартал к кварталу изменилась незначительно.

Суммарная стоимость предложений на продажу бизнеса снизилась на 34% и 20% по сравнению с первым и вторым кварталом 2011 года соответственно.

В третьем квартале текущего года доля заявок на продажу бизнеса в Москве и Московской области в низшем ценовом диапазоне (от 15 млн. руб. до 50 млн. руб.) увеличилась с 53,2% до 58% квартал к кварталу. В ценовом диапазоне от 101 млн. руб. до 500 млн. руб. отмечается обратная ситуация —  снижение доли на 5,3 п.п.

В Центральном федеральном округе (без Москвы/МО) доля заявок на продажу бизнеса в низшем ценовом диапазоне (от 15 млн. руб. до 50 млн. руб.) изменилась незначительно. Отмечено снижение доли предложения в ценовом диапазоне от 101 млн. руб. до 500 млн. руб. на 8,4 п.п. за счёт увеличения продаж в верхних ценовых диапазонах в совокупной доле 5,1 п.п.

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

В Северо-Западном федеральном округе также отмечено снижение уровня продажи бизнеса, которое квартал к кварталу составило 27%. Основная доля всех заявок приходится на г. Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Снижение числа заявок отмечено в сегментах продаж  гостиниц, кафе и ресторанов.

В третьем квартале 2011 года наблюдается значительное снижение суммарной стоимости выставленного на продажу бизнеса на 71% и 69% по сравнению с первым и вторым кварталом соответственно. Данное снижение связано c предложением двух торговых центров и крупной торгово-розничной сети Adilisik в первом квартале текущего года и продажи Бутик-отеля 5* в г. Санкт-Петербурге стоимостью 2600 млн. руб. во втором квартале 2011 года.

ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

В ПФО наблюдается схожая с другими округами тенденция по снижению суммарного количества заявок на продажу бизнеса в третьем квартале текущего года. Наиболее значительное снижение заявок на продажу отмечено в деревообрабатывающей отрасли, а также продажах гостиниц и баз отдыха. Увеличение доли предложений в совокупном объёме продаж в рассматриваемом периоде отмечено в сегментах продаж производителей строительных материалов (6,4 п.п.) и арендном бизнесе (6,8 п.п.).

В третьем квартале 2011 года суммарная стоимость продаваемого бизнеса  снизилась на 43% по сравнению со вторым кварталом текущего года и на 50% по сравнению с первым. В рассматриваемом периоде доля заявок на продажу бизнеса в низшем ценовом диапазоне (от 15 млн. руб. до 50 млн. руб.) увеличилась с 42,9% до 54,2%, в свою очередь, в диапазоне от 51 млн. руб. до 100 млн. руб. зафиксировано снижение доли предложений на 10,8 п.п.

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

В Южном федеральном округе в третьем квартале текущего года отмечено снижение суммарного количества предложений на 45% по сравнению со вторым кварталом. В большей мере снижение количества заявок наблюдалось в продажах сельскохозяйственных предприятий, гостиниц и баз отдыха. Рост количества заявок на продажу бизнеса зафиксирован в сфере продаж ночных клубов и парков развлечений.

Суммарная стоимость бизнеса на продажу снизилась на 41% по сравнению со вторым кварталом текущего года. Это связано как с меньшим совокупным предложением, так и с отсутствием предложения крупных объектов бизнеса.

Доля предложений на продажу бизнеса, находящихся в ценовом диапазоне от 15 млн. руб. до 50 млн. руб., снизилась на 10 п.п., однако в диапазоне от 101 млн. руб. до 500 млн. руб.  увеличилась на 14,7 п.п.

УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

В Уральском федеральном округе в третьем квартале также отмечено снижение количества совокупного предложения, однако менее значительное нежели в большинстве других федеральных округов России. Наибольшее снижение предложений зафиксировано в продажах деревообрабатывающих предприятий, а также гостиниц и баз отдыха.

Суммарная стоимость бизнеса снизилась с 15312 млн. руб. во втором квартале до 6029 млн. руб. в третьем квартале текущего года. Это связано с предложением консорциума трёх нефтяных компаний стоимостью 6160 млн. руб., ведущих разработку в Ханты-Мансийский АО, а также  ряда крупных торговых центров Свердловской области стоимостью более 1 млрд. руб. каждый во втором квартале 2011 года.

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

В Сибирском федеральном округе в третьем квартале 2011 года наблюдается незначительное снижение совокупного количества предложений. В рассматриваемом периоде значительно изменилась и структура распределения предложений о продаже бизнеса.

Суммарная стоимость заявок на продажу бизнеса в третьем квартале снизилась на 82% и 73% по сравнению с первым и вторым кварталом 2011 года. Это связано как с низким количеством заявок на продажу бизнеса в целом, так и с отсутствием значительных по стоимости предложений на продажу. В рассматриваемом периоде доля заявок на продажу бизнеса в низшем ценовом диапазоне (от 15 млн. руб. до 50 млн. руб.) увеличилась на 20 п.п.

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Как и в первом полугодии 2011 Дальневосточный федеральный округ показывает самый низкий уровень активности продаж бизнеса. Несмотря на сезонный фактор, в третьем квартале текущего года наблюдается увеличение количества предложений о продаже бизнеса. Суммарная стоимость предложений о продаже бизнеса увеличилась более чем в 4 раза, это связано с продажей сельхозпредприятия стоимостью 800 млн. руб.

Отказ от ответственности

Настоящий обзор не претендует на абсолютную объективность и достоверность сделанных выводов в связи с тем, что рынок купли-продажи бизнеса является достаточно закрытым и более 60% сделок совершаются без обнародования информации об этом в открытых источниках. Настоящий документ преследует исключительно информативные цели и не является публичной офертой к купле/продаже какого-либо бизнеса или осуществлению любых иных инвестиций.

Информация, содержащаяся в данном документе, была получена из источников, которые Delphi Law Company считает заслуживающими доверия. При этом компания Delphi Law Company и авторы документа не несут ответственности за возникшие убытки в связи с использованием содержащейся в документе информации или отсутствием в данном материале каких-либо важных сведений.

Все оценки и мнения, представленные в данном исследовании, являются независимым мнением сотрудников Delphi Law Company на дату выхода документа. Delphi Law Company оставляет за собой право вносить или не вносить в данный документ изменения без предварительного уведомления. Перепечатка, распространение или публикация настоящего исследования не допускается без получения предварительного письменного согласия Delphi Law Company.

© 2011 Delphi Law Company. Все права защищены.