В настоящем обзоре анализируются предложения о продаже готового бизнеса в России в III кв. 2011 года.
С полной графической версией обзора можно ознакомиться по ссылке.
Для целей анализа использовалась только находящаяся в открытом доступе информация о продаже бизнеса стоимостью от 15 млн. рублей.
Основные тенденции на рынке купли-продажи бизнеса в третьем квартале 2011 года:
1. Сезонное снижение активности продавцов бизнеса.
2. Налоговая нагрузка на бизнес.
3. Ожидание стабильности в мировой экономике.
4. Снижение суммарного количества предложений о продаже бизнеса в диапазоне от 15 млн. руб. составило 24 % (ΙΙΙ квартал ко ΙΙ кварталу).
5. В стоимостном выражении суммарный объём заявок на продажу бизнеса в третьем квартале 2011 года снизился на 43% по сравнению со вторым кварталом 2011 года.
6. В третьем квартале отмечен лишь один объект стоимостью свыше 1 млрд. руб. – фармацевтическая фабрика в Рязанской области стоимостью 1400 млн. руб.
7. Соотношение долей в общем количестве предложений в разрезе федеральных округов изменилось незначительно.
ОБЩАЯ СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ ПОКУПКИ И ПРОДАЖИ СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ТРЕТЬЕМ КВАРТАЛЕ 2011 ГОДА
В третьем квартале 2011 года совокупное количество предложений на продажу бизнеса снизилось на 33% и 24% по сравнению с первым и вторым кварталом текущего года соответственно. Снижение предложения во всех секторах экономики, прежде всего, связано с сезонным фактором. Наиболее низкая активность продавцов пришлась на август текущего года, совокупное предложение в котором оказалось ниже на 50% по сравнению с сентябрём, суммарное предложение которого вышло на уровень января 2011 года. В четвёртом квартале мы ожидаем рост активности продаж бизнеса.
Нестабильность макроэкономических факторов в мировой экономике и приближающиеся выборы в России пока не оказывают существенного влияния на рынок купли-продажи готового бизнеса, продавцы и покупатели лишь наблюдают за происходящим.
В третьем квартале снижение предложения отмечено в большинстве рассматриваемых сегментов, наиболее значительное – в продажах деревообрабатывающих предприятий, гостиниц и баз отдыха. Увеличение предложения относительно первого и второго квартала отмечено в продажах строительных организаций разного профиля, что связано с приватизацией ряда государственных дорожно-строительных и дорожно-эксплуатационных компаний.
В стоимостном выражении суммарное предложение снизилось на 50% и 43% по сравнению с первым и вторым кварталом 2011 года соответственно. Наибольшее абсолютное снижение суммарной стоимости отмечено в продажах предприятий ТЭК и объектов арендного бизнеса: торговых, складских и бизнес центров.
Распределение заявок на продажу бизнеса в заданных ценовых диапазонах квартал к кварталу не претерпело значительных изменений. Преобладающее количество предложений о продаже бизнеса в рассматриваемых интервалах наблюдалось в низшем ценовом диапазоне (от 15 млн. руб. до 50 млн. руб.). В третьем квартале отмечен лишь один объект стоимостью свыше 1 млрд. руб. – фармацевтическая фабрика в Рязанской области стоимостью 1400 млн. руб.
Видимое снижение доли в совокупном объёме предложений отмечено в продажах предприятий деревообрабатывающей промышленности (на 2,8 п.п.), гостиниц и баз отдыха (на 6,4 п.п.), арендного бизнеса (торговые, складские и бизнес центры) (на 2,2 п.п.), увеличение доли – в пищевой промышленности (на 6,3 п.п.).
СРЕДНЯЯ СТОИМОСТЬ БИЗНЕСОВ
Средняя стоимость бизнеса по различным отраслям не претерпела каких-то значительных изменений квартал к кварталу. Значительное изменение данного параметра связано с наличием крупных предложений в секторе, отнесенных к определённому периоду.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ О ПРОДАЖЕ БИЗНЕСА ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОКРУГАМ
Основная доля продаваемого бизнеса в России (40,5% в 3-м кв. 2011 г.) сконцентрирована в Центральном федеральном округе, более половины которого приходится на Москву и Московскую область. В третьем квартале текущего года второе место по количеству бизнеса на продажу занимает Приволжский федеральный округ, потеснивший Южный федеральный округ, занимавший второе место по итогам 1-го и 2-го квартала 2011 года.
Количество предложений по округам
Федеральные округа |
Количество предложений, шт. |
||
1-й кв. 2011 |
2-й кв. 2011 |
3-й кв. 2011 |
|
Центральный федеральный округ |
269 |
232 |
190 |
Северо-Западный федеральный округ |
59 |
63 |
46 |
Приволжский федеральный округ |
118 |
98 |
72 |
Южный федеральный округ |
125 |
116 |
64 |
Уральский федеральный округ |
52 |
63 |
55 |
Сибирский федеральный округ |
69 |
39 |
35 |
Дальневосточный федеральный округ |
6 |
4 |
7 |
Общее количество предложений |
698+2 |
615 |
469 |
Соотношение долей в общем количестве предложений в разрезе федеральных округов изменилось незначительно. Тем не менее, доля центрального федерального округа квартал к кварталу в общем количестве предложений выросла на 2,8 п.п. Доля же Южного федерального округа в ΙΙΙ квартале 2011 года снизилась на 5,3 п.п. по сравнению со ΙΙ кварталом 2011 года.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
В третьем квартале 2011 года в Центральном федеральном округе, как и по России в целом, наблюдается сезонное снижение активности продавцов бизнеса. Так снижение суммарного предложения на продажу бизнеса в третьем квартале 2011 года составило 29% и 18% по сравнению с первым и вторым кварталом 2011 года соответственно. Наиболее заметное снижение отмечено в продажах предприятий общественного питания, производства строительных материалов, гостиничном бизнесе. Доля предложений Москвы и Московской области в Центральном федеральном округе квартал к кварталу изменилась незначительно.
Суммарная стоимость предложений на продажу бизнеса снизилась на 34% и 20% по сравнению с первым и вторым кварталом 2011 года соответственно.
В третьем квартале текущего года доля заявок на продажу бизнеса в Москве и Московской области в низшем ценовом диапазоне (от 15 млн. руб. до 50 млн. руб.) увеличилась с 53,2% до 58% квартал к кварталу. В ценовом диапазоне от 101 млн. руб. до 500 млн. руб. отмечается обратная ситуация — снижение доли на 5,3 п.п.
В Центральном федеральном округе (без Москвы/МО) доля заявок на продажу бизнеса в низшем ценовом диапазоне (от 15 млн. руб. до 50 млн. руб.) изменилась незначительно. Отмечено снижение доли предложения в ценовом диапазоне от 101 млн. руб. до 500 млн. руб. на 8,4 п.п. за счёт увеличения продаж в верхних ценовых диапазонах в совокупной доле 5,1 п.п.
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
В Северо-Западном федеральном округе также отмечено снижение уровня продажи бизнеса, которое квартал к кварталу составило 27%. Основная доля всех заявок приходится на г. Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Снижение числа заявок отмечено в сегментах продаж гостиниц, кафе и ресторанов.
В третьем квартале 2011 года наблюдается значительное снижение суммарной стоимости выставленного на продажу бизнеса на 71% и 69% по сравнению с первым и вторым кварталом соответственно. Данное снижение связано c предложением двух торговых центров и крупной торгово-розничной сети Adilisik в первом квартале текущего года и продажи Бутик-отеля 5* в г. Санкт-Петербурге стоимостью 2600 млн. руб. во втором квартале 2011 года.
ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
В ПФО наблюдается схожая с другими округами тенденция по снижению суммарного количества заявок на продажу бизнеса в третьем квартале текущего года. Наиболее значительное снижение заявок на продажу отмечено в деревообрабатывающей отрасли, а также продажах гостиниц и баз отдыха. Увеличение доли предложений в совокупном объёме продаж в рассматриваемом периоде отмечено в сегментах продаж производителей строительных материалов (6,4 п.п.) и арендном бизнесе (6,8 п.п.).
В третьем квартале 2011 года суммарная стоимость продаваемого бизнеса снизилась на 43% по сравнению со вторым кварталом текущего года и на 50% по сравнению с первым. В рассматриваемом периоде доля заявок на продажу бизнеса в низшем ценовом диапазоне (от 15 млн. руб. до 50 млн. руб.) увеличилась с 42,9% до 54,2%, в свою очередь, в диапазоне от 51 млн. руб. до 100 млн. руб. зафиксировано снижение доли предложений на 10,8 п.п.
ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
В Южном федеральном округе в третьем квартале текущего года отмечено снижение суммарного количества предложений на 45% по сравнению со вторым кварталом. В большей мере снижение количества заявок наблюдалось в продажах сельскохозяйственных предприятий, гостиниц и баз отдыха. Рост количества заявок на продажу бизнеса зафиксирован в сфере продаж ночных клубов и парков развлечений.
Суммарная стоимость бизнеса на продажу снизилась на 41% по сравнению со вторым кварталом текущего года. Это связано как с меньшим совокупным предложением, так и с отсутствием предложения крупных объектов бизнеса.
Доля предложений на продажу бизнеса, находящихся в ценовом диапазоне от 15 млн. руб. до 50 млн. руб., снизилась на 10 п.п., однако в диапазоне от 101 млн. руб. до 500 млн. руб. увеличилась на 14,7 п.п.
УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
В Уральском федеральном округе в третьем квартале также отмечено снижение количества совокупного предложения, однако менее значительное нежели в большинстве других федеральных округов России. Наибольшее снижение предложений зафиксировано в продажах деревообрабатывающих предприятий, а также гостиниц и баз отдыха.
Суммарная стоимость бизнеса снизилась с 15312 млн. руб. во втором квартале до 6029 млн. руб. в третьем квартале текущего года. Это связано с предложением консорциума трёх нефтяных компаний стоимостью 6160 млн. руб., ведущих разработку в Ханты-Мансийский АО, а также ряда крупных торговых центров Свердловской области стоимостью более 1 млрд. руб. каждый во втором квартале 2011 года.
СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
В Сибирском федеральном округе в третьем квартале 2011 года наблюдается незначительное снижение совокупного количества предложений. В рассматриваемом периоде значительно изменилась и структура распределения предложений о продаже бизнеса.
Суммарная стоимость заявок на продажу бизнеса в третьем квартале снизилась на 82% и 73% по сравнению с первым и вторым кварталом 2011 года. Это связано как с низким количеством заявок на продажу бизнеса в целом, так и с отсутствием значительных по стоимости предложений на продажу. В рассматриваемом периоде доля заявок на продажу бизнеса в низшем ценовом диапазоне (от 15 млн. руб. до 50 млн. руб.) увеличилась на 20 п.п.
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
Как и в первом полугодии 2011 Дальневосточный федеральный округ показывает самый низкий уровень активности продаж бизнеса. Несмотря на сезонный фактор, в третьем квартале текущего года наблюдается увеличение количества предложений о продаже бизнеса. Суммарная стоимость предложений о продаже бизнеса увеличилась более чем в 4 раза, это связано с продажей сельхозпредприятия стоимостью 800 млн. руб.
Отказ от ответственности
Настоящий обзор не претендует на абсолютную объективность и достоверность сделанных выводов в связи с тем, что рынок купли-продажи бизнеса является достаточно закрытым и более 60% сделок совершаются без обнародования информации об этом в открытых источниках. Настоящий документ преследует исключительно информативные цели и не является публичной офертой к купле/продаже какого-либо бизнеса или осуществлению любых иных инвестиций.
Информация, содержащаяся в данном документе, была получена из источников, которые Delphi Law Company считает заслуживающими доверия. При этом компания Delphi Law Company и авторы документа не несут ответственности за возникшие убытки в связи с использованием содержащейся в документе информации или отсутствием в данном материале каких-либо важных сведений.
Все оценки и мнения, представленные в данном исследовании, являются независимым мнением сотрудников Delphi Law Company на дату выхода документа. Delphi Law Company оставляет за собой право вносить или не вносить в данный документ изменения без предварительного уведомления. Перепечатка, распространение или публикация настоящего исследования не допускается без получения предварительного письменного согласия Delphi Law Company.
© 2011 Delphi Law Company. Все права защищены.